АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОХРАННЫХ СТРУКТУРАХ

Владимир Борисович ВЕЛИКАНОВ
Генеральный директор ТОО «Қасқыр Security»

Международный финансовый кризис коснулся всех. Не является исключением и негосударственные охранные структуры.

Некоторые небольшие частные охранные организациив условиях кризиса, вынуждены были приостановить свою деятельность.

Об антикризисных мерах применяемых в охранных структурах, на примере нашей компании ТОО «Қасқыр Security» я хотел бы рассказать в данной статье

Первое с чем мы столкнулись в кризисной ситуации, это не своевременные, а порой и длительные задержки оплаты «Заказчиками» за представляемые охранные услуги.
Партнёры наших «Заказчиков» (клиентов), из-за отсутствия средств вызванных спадом реализации продукции, ограничении банковских кредитов, и т.п. а порой и просто из-за своей недобросовестности, несвоевременно производят с ними расчеты, а те в свою очередь не могут рассчитаться с нами.
Цепочка замкнулась. И мы, являясь одним из звеньев этой цепочки, оказались в крайне трудных финансовых тисках, где с одной стороны работники сжимают своими требованиями своевременно оплатить заработную плату, с другой стороны платежи налогов в бюджет и расчеты с партнерами за пошив форменной одежды для охранников, содержание офиса, услуги связи и т.п.
Средства за охранные услуги не поступают, а другие виды деятельности, негосударственным охранным структурам, как известно, законодательством запрещены.
Что делать? Думаю, этот вопрос волнует многих руководителей малых и средних субъектов охранной деятельности.
Считаем, что в сложившейся ситуации руководителям необходимо более вдумчиво подойти к вопросам экономии внутренних ресурсов, оптимизации штатов управленческого аппарата, сокращение расходов не связанных непосредственно с осуществлением охранных мероприятий. 
В ТОО«Қасқыр Security» ещё осенью 2008 году был разработан план действий стабилизации антикризисной ситуации в компании. Реализация этого плана дала положительные результаты.
 

Первое что мы сделали, проанализировали деятельность работников Управленческого аппарата.
Многие предприятия и компании в целях экономии денежных средств сокращают штаты АУП и бывшие работники вынуждены пополнить ряды безработных. В негосударственных охранных структурах организацией охраны объектов, обучением охранников и осуществлением контроля за их работой занимаются профессионалы, как правило, бывшие офицеры МВД, КНБ, армии, или практические работники с большим опытом работы в охранных структурах. Без таких специалистов обеспечивать на должном уровне охрану объектов очень сложно.
В результате анализа загруженности каждого работника, его отношения к работе, целесообразности содержания той или иной штатной единицы, пересмотрели штатное расписание. Часть штата исполнителей, несвязанных с организаторской деятельностью (инспектор отдела кадров, инспектор АХО, инспектор отдела организации службы, один бухгалтер) были сокращены. Но мы не оставили работников за «бортом». 
Инспекторам была предложена работа старших смен на объектах охраны компании, и они были трудоустроены, а бухгалтеру оказано содействие в трудоустройстве в другую не охранную компанию.

Учитывая, что в 2008 году сократилось количество охраняемых объектов, а следовательно, уменьшился объем работы работников управленческого аппарата, сотрудникам, занимающим организаторские должности, например начальник отдела кадров, начальник организации службы охраны, начальник административно хозяйственного отдела (АХО), главный специалист по информатизации и связи, была сокращена заработная плата в среднем на 15%. Позволило сократить фонд зарплаты, а работникам сохранить свои рабочие места и они продолжают добросовестно исполнять обязанности.

Было пересмотрено «Положение об оплате труда и премировании работников». Временно были приостановлены выплаты ежеквартальных премии всем категориям работников. Ранее мы ежеквартально подводили итоги работы деятельности подразделений охраны и премировали работников за добросовестную работу в течение квартала.

Вместе с тем, наиболее отличившийся при исполнении служебных обязанностей охранник, может поощряться денежной премией за каждый конкретный случай задержания правонарушителя или пресечения противоправных действий на охраняемом объекте.

Второе: экономия внутрихозяйственных расходов.

Проанализировав затраты на внутрихозяйственные расходы (ГСМ, канцтовары, сотовая связь, содержание офиса, междугородние телефонные переговоры и т.п.), были установлены лимиты с уменьшением затратной части на приобретение канцтоваров, расходы на функционирования офиса, ГСМ, междугородние телефонные переговоры, сотовая связь, услуги Интернета.

Сокращение этих затрат, не повлияло на деятельность компании, наоборот работники стали бережно относиться к имуществу, прекратились неслужебные разговоры по междугородней связи, сократились расходы на канцтовары и содержание офиса.

Временно отказались от аренды спортзала и штатного тренера по физической подготовке охранников. Ранее, каждый охранник обязан был 4 раза в месяц посещать спортзал.

Более тщательно стали осуществлять отбор кандидатов, на работу обращая особое внимания на их физическую и спортивную подготовку.

Вместе с тем продолжаются тренировки сотрудников группы оперативного реагирования и сотрудников, обеспечивающих охрану физических лиц. Для этих целей был подобран менее затратный спортивный зал.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 04 июля 2008 года, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу ношения (использования) форменной и специальной одежды физическими и юридическими лицами», а также приказа Министра Внутренних Дел РК № 389 от 17.10.2008г. «О введении единой форменной одежды для субъектов охранной деятельности», необходим пошив и приобретение форменной одежды, что в условиях кризиса очень сложно с финансовой точки зрения, переодеть 300 охранников в форму нового образца.

Нами были рассмотрены предложения более 20 фирм и компаний, занимающихся пошивом специализированной одежды, в том числе из России, Киргизии, Китая. 
Многие ателье посещали лично, ознакомились с образцами ткани, проверяли их качество, интересовались ценами.

Что интересно, цены на пошив одного комплекта форменной одежды охранника колеблются с разницей от 3,5 тысяч тенге до 15 тысяч тенге.
Мы выбрали, на наш взгляд наиболее оптимальный вариант как по качеству ткани и пошиву, так и по цене.

Договорились о пошиве одежды поэтапно, разработали и согласовали с ателье график пошива одежды по индивидуальным меркам охранников.

А главное договорились с ателье, на перспективу пошив одежды в кредит (на случай задержки оплаты за охранные услуги нашими партнерами).

Надо учитывать, что кроме пошива сезонной форменной одежды, требуется изготовление знаков различий на одежде и головных уборах, что требует соответствующих затрат. А приобретение специальной обуви? Ранее форменная одежда и обувь приобретались и выдавались охранникам за счет средств компании. Но сегодня это стало не реальным.

Можно конечно отказаться от охраны ряда объектов, например тех, которые не платят по 2-3 месяца за охранные услуги, но обещают погасить задолженность, уволить часть охранников и приобрести форменную одежду на меньшее количество охранников. Но тогда бывшие охранники пополнят ряды безработных, а их семьи останутся без средств к существованию.

Кстати, ст. 22 п. 18 Трудового кодекса РК гласит, что работник имеет право на обеспечение специальной одежды, а в ст. 1 п. 4 того же кодекса даётся определение, что специальная одежда – одежда, обувь, головной убор, рукавицы иные предметы, предназначенные для защиты работников от вредных или опасных производственных факторов.

На наш взгляд, по данному определению специальной одеждой для охранников, для защиты от опасных производственных факторов являются защитные шлемы (каски) и бронежилеты которыми охранники обеспечиваются за счёт средств компании.

В целях сохранения рабочих мест и выхода из положения с приобретением нового образца форменной одежды, нами были проведены собрания с охранниками во всех подразделениях охраны, с разъяснением ситуации и охранники с пониманием отнеслись к проблемам компании и согласились добровольно часть форменной одежды (например, обувь) приобрести за свой счет. В связи с этим, нами были внесены соответствующие изменения в Положение «О порядке, приобретения выдачи и списания имущества в Товариществе». Вместе с тем, охранникам, работающим в компании 2 и более лет, учитывая, их вклад в укрепление деятельности и имиджа компании, форменная одежда полностью будет приобретаться, за счет средств компании.

Оптимизируя расходы, отказались от участия в международных выставках: «Охрана. Безопасность. Сигнализации.» проводимых в Казахстане 2-3 раза в год. Ранее мы активно участвовали в таких выставках, но пришли к выводу, что должного эффекта для деятельности компании не имеется. Полезность таких выставок заключается в ознакомлении с новыми технологиями электронных средств защиты представляемых на выставках, обменом опытом работы. Но для этого не обязательно быть участником и оплачивать за аренду павильона около 300 тысяч тенге.
Вместе с тем будем продолжать участвовать в спортивных мероприятиях проводимых Ассоциацией охранных организации РК, обществом «Динамо » членами которыми являемся. Считаем, что участие в спортивных мероприятиях позволяет сплотить коллектив, понять «кто есть кто», укрепить дисциплину, поддержать имидж компании.

Третье: решение вопросов по дебиторской задолженности партнеров.  

Естественно, что у любого руководителя предприятия вызывает озабоченность своевременной выплаты заработной платы работникам.

Не получая своевременно зарплату, охранник, как бы он не был предан компании, в которой работает несколько лет, не имея средств к существованию, волей или неволей может встать на путь совершения правонарушений, сращивания с криминалом, предавать интересы компании по сохранности охраняемых материальных ценностей и обеспечению безопасности объектов, и наша задача сделать все, чтобы работник, особенно охранник, мог своевременно получать зарплату.
Что делать, когда «Заказчики» по несколько месяцев не оплачивают услуги охранника и задолженность составляет миллионы тенге?

Считаем необходимым вести интенсивно переговоры с руководителями охраняемых объектов и обязательно письменно уведомлять об имеющихся задолженностях.

В ходе переговоров и в письмах обращать внимание на то, что несвоевременные оплаты за охранные услуги, вызывают задержки по выплате заработной платы охранникам, которые по этой причине вынуждены увольняться, из-за текучести кадров теряется профессионализм подразделений охраны, что может негативно отражаться на обеспечении охранных мероприятий и качество охранных услуг, в результате могут совершаться кражи материальных ценностей и негарантируется безопасность объекта.

Кстати, личные встречи и переговоры руководителя охранной компании с первыми руководителями охраняемых объектов в 90% случаев давали положительные результаты и задолженности погашались.

Необходимо составлять ежемесячные акты сверок взаиморасчетов, между «Заказчиками» и охранными компаниями, которыми подтверждается задолженность и акты выполненных работ.
При получении уведомлений и предписаний из налогового комитета о нарушениях налогового законодательства вызванных несвоевременными платежами в бюджет, мы стали направлять письма в налоговый комитет с просьбой о взыскании с дебиторов задолженности для погашения налогов в бюджет. К письмам прилагаются акты сверок взаиморасчетов и ежемесячные акты выполненных работ, которые подписываются обеими сторонами.

При получении этих документов, налоговый комитет может вынести письменное уведомление дебитору о погашении задолженности и вслучие отказа добровольно погасить задолженность, обращает денежные средства с банковского счета дебитора на погашение нашей задолженности в бюджет.

Письма и проверки налогового комитета не всем приятны, но этим достигается возможность влиять на дебиторов. Таким способом мы смогли закрыть задолженность перед бюджетом, более чем на 5 млн. тенге.
В настоящее время нами готовятся исковые материалы для передачи в суд на взыскание дебиторской задолженности за охранные услуги с одного предприятия в гор. Актау на сумму более 2 млн. тенге. Ранее в судебные инстанции мы не обращались, полагая, что вопросы можно решать путём переговоров. Но сегодня ситуация требует решительных мер.

Возможно, что обращение в суды и налоговые комитеты о взыскании задолженности с дебиторов не популярные методы, но они способствуют взиманию с должников средств, улучшит финансовое положение компании.
После таких мер «Заказчики» могут отказаться от наших услуг, но и охранять в дальнейшем такие объекты нет смысла.
 

Все выше перечисленные меры позволили оптимизировать внутренние расходы, мобилизовать работников экономно и бережно относится к имуществу компании, изыскать внутренние финансовые возможности, укрепить исполнительную дисциплину, что в целом положительно влияет на деятельность компании.
 

Вместе с тем, с ухудшением экономической ситуации может ухудшиться и криминогенная обстановка. Возрастает угроза активизации криминала, а значит, и охраняемые объекты могут подвергаться риску нападениям преступных элементов с целью завладения насильственным путем материальных ценностей, денежных средств, причинения вреда жизни и здоровью охраняемых лиц.

Подвергаться опасности могут и сами охранники.

В этой связи нами проведены дополнительные обследования объектов, пересмотрены планы охраны объектов. Внесены «Заказчикам» предложения о дополнительной технической укреплённости объектов: где-то увеличить посты охраны, а где это необходимо установить дополнительно системы видео наблюдения с наружной стороны объектов. Просматривая внешние подступы к объектам, можно своевременно принять упреждающие меры.

На ряде объектов, произведена передислокация постов, что позволило перекрыть силами охраны наиболее уязвимые места для проникновения на территорию объекта посторонних лиц. Усилен контроль за несением службы охранниками. По специально разработанному графику круглосуточно осуществляются проверки работы охранников. Ужесточились меры по правилам хранения служебного оружия, а где это было необходимо, оснастили посты охраны дополнительными спец. средствами и оружием травматического действия в соответствии норм установленных Постановлением Правительства РК.

В целях повышения профессионального уровня охранников, умения действовать быстро и грамотно в различных ситуациях, проводим занятия в специально оборудованном наглядными пособиями учебном классе, где на примере вводных, решаются практические действия охранников, при: террористических угрозах, нападении на охраняемый объект, отрабатываются оперативные способы связи, и взаимодействие, как между подразделениями охраны, оперативной группы компании, так и с дежурными частями правоохранительных органов.

На наш взгляд принимаемые меры, помогут создать надёжность и стабильность охранной структуре, а следовательно такие компании будут востребованы потенциальными «Заказчиками», что позволит мягче перенести кризисную ситуацию и достойно обеспечивать имущественную и личную безопасность граждан.